28.02.2013

В Москве вывески появились очень давно, тогда же, когда начали развиваться ремесла. В те древние времена ремесленники - кузнецы, скорняки, сапожники и другие, изготавливаемые изделия вешали над своим рабочим местом, чтобы их могли рассмотреть и купить потенциальные покупатели.

Со временем ремесленники пришли к выводу, что вешать изделия не удобно и портит внешний вид мастерской, поэтому настоящие товары стали заменять их изображением или материалом, из которого они изготовлены. Произошло это примерно в XVII-XVIII веках. Скажем, скорняк над своей мастерской вешал кусок кожи, продавец продуктов - их изображение, а цирюльник - ножницы и тазик. Остатки этой традиции сохранились до сих пор. Например, парковочные таблички содержат изображение автомобиля, а табличка "Огнеопасно" огонь.

При Екатерине II ремесленное дело начало активно развиваться, стали создаваться ремесленные цеха, входящие в подчинение ремесленной цеховой управы. Именно эта управа стала заниматься утверждением вывесок ремесленных мастерских. Однако получить вывеску ремесленнику было непросто, нужно было заслужить такое право. Для этого необходимо было пройти большой путь от подмастерья до мастера-ремесленника, сдать соответствующий экзамен, открыть собственную мастерскую. Только успешно пройдя все эти стадии, ремесленник мог стать обладателем вывески.

Занимались изготовлением вывесок такие же ремесленники, которые назывались вывесочниками. Они объединялись в гильдии и работали по примеру иконописцев. В гильдии существовало строгое разделение труда в зависимости от умений и опыта мастера. Такие гильдии были во всех крупных городах России. Например, в Москве к началу ХХ века действовало несколько мастерских, где изготавливались вывески.

Кстати, они представляют собой интересный предмет для изучения. Часто вывески становились настоящим произведением искусства, отражая реалии того времени. К примеру, вывески магазинов готового платья дают понимание моды, а продуктового магазина - чем в основном питалось население. А случалось, что вывеска становилось злой сатирой или карикатурой на мир богатых, как их видели живописцы.

XIX век для вывесочного дела стало поистине временем становления канонов. Именно тогда сформировались общепринятые цвета и манера рисования тех или иных изделий. Скажем, опознавательным знаком пекарни стал золотой крендель, помещенный на темный фон. Частично эти каноны дошли до нашего времени, продолжая оперировать теми же понятными каждому значками и символами. Например, табличка "Огнеопасно" изображается в виде языков пламени, высокое напряжение - черепа с костями и т.д.

Для изготовления вывесок использовали яркие краски и часто стремились сделать изображение как можно более информативным. При этом часто перегружая картинку слишком большим количеством образов.

К началу ХХ века столь подробные вывески постепенно стали заменять графическим, схематичным изображением. Также все популярнее становятся шрифтовые вывески с минимальным и простым текстом. Буквы делали как лаконичными, так и вычурными, покрытыми золотом и вензелями, позже в моду вошли объемные изображения. Примеры этой тенденции также до сих пор можно найти на современных вывесках.

В качестве основ вывески, так же, как и сейчас использовались разные материалы. первые таблички делались из дерева. Потом стали использовать железные листы. А в конце XIX века попадались даже вывески, изготовленные из стекла. Это было очень дорогим удовольствием, и позволить его себе могли только очень крупные мастерские и магазины.

Все названные тенденции были характерны для вывесок разных стран мира. Но российский менталитет наложил свой отпечаток и на эту сферу, наделив вывески такими специфичными чертами как назидательность, предметность, иллюстративность. Новый виток развития вывесочное дело получило после революции 17 года. Вывески стали выполнять скорее не рекламную функцию, а информативную и коммуникативную. Их производство ставится на поток, создаются целые фабрики по производству различных табличек и вывесок. Уход от штучного производства позволил более активно развивать эту отрасль, делая вывески помимо прочего одним из элементов украшения архитектурного облика города и в то же время элементом освещения улиц.

В современной России от былого романтичного и загадочного облика ночных городов, создаваемого именно вывесками, не осталось и следа. С использованием компьютерной техники для изготовления наружных конструкций привело к тому, что они потеряли свою душу и особую прелесть. Современные вывески все чаще напоминают парковочные таблички и не несут никакой нагрузки, кроме рекламно-информативной.

А как бы хотелось вновь сделать вывесочное производство искусством и живописью!